Рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия
Организационная структура не всегда формируется на системной основе. Следствием является запутанная система ролей и функций, препятствующая эффективной деятельности менеджеров компании. В такой структуре полномочия и ответственность не формализованы и не прозрачны. Каждый работает преимущественно на цели своего подразделения и таким образом, как удобно ему самому. Попытки внедрения организационных проектов проваливаются из-за отсутствия ясности в целях и задачах участников.
Руководители компаний, как правило, ощущают, что структура сформирована не совсем правильно. Однако, мало кто способен исправить ситуацию. Перспектива преобразований организационной структуры ужасает. Это не просто сложный и комплексный проект, это угроза бесконечной череды споров и конфликтов. Поэтому так часто решения ТОП-менеджеров ограничиваются тушением пожаров и затыканием самых крупных дыр. В результате структура компании становится ещё более громоздкой и менее системной.
Сталкиваясь с подобными ситуациями, компания «Формула труда» разработала программу совершенствования организационной структуры предприятия. Мы помогаем заказчикам найти правильные ответы на вопросы о принципах формирования структуры компании, распределить роли подразделений и установить принципы управления каждой бизнес-функцией.
Зачем компании совершенствуют организационную структуру?
|
Структура не обеспечивает эффективного контроля, отсутствуют ответственные за ключевые бизнес-процессы: необходимость распределить роли и функции.
|
|
Отсутствует синергия и командная работа при взаимодействии структурных подразделений: нужно наладить взаимодействие подразделений.
|
|
Структура компании не направляет внимание менеджеров на источники конкурентных преимуществ: требуется согласовать структуру со стратегией компании.
|
|
Структура компании перегружена руководящими уровнями, и не все из них добавляют ценность: требуется сократить количество уровней управления.
|
|
Многие подразделения компании имеют дублирующиеся функции, либо не имеют потребителей результатов своей работы: необходима оптимизация структуры.
|
|
Компания развивается: создаёт или приобретает новые подразделения. Необходимо включить их в корпоративную систему управления: нужны типовые оргструктуры.
|
|
Не выстроена вертикаль управления, нечётко распределены функции между головным офисом и филиалами: необходимо определить полномочия управляющей компании.
|
|
Структура компании не поддерживает реализацию стратегических задач и инициатив: нужно повысить гибкость организационной структуры.
|
Как реализуется проект по совершенствованию организационной структуры предприятия?
Этап 1. Анализ стратегии управления компанией.
На первом этапе проекта проводится анализ сложившейся структуры компании, определяются ее тип и методы управления. Формализуются стратегические цели компании и прорабатываются различные сценарии ее развития. Результатом становится дизайн целевой организационной структуры, поддерживающий реализацию стратегии и ключевых бизнес-процессов компании, задающий оптимальное количество уровней управления, определяющий состав и подчиненность структурных подразделений.
Этап 2. Распределение ролей и функций.
Второй этап посвящён детальной проработке организационной структуры. Функции и бизнес-процессы распределяются между структурными подразделениями. Проводится расчёт необходимой численности персонала. Отдельно регламентируется деятельность управляющей структуры (дирекции или корпоративного центра), задаются роли и полномочия по уровням управления.
Этап 3. Целевая модель организационной структуры.
Продуктом третьего этапа проекта является организационно-функциональная модель компании, формализованная в виде диаграммы, матрицы ответственности, положений о подразделениях и иных внутренних регламентирующих документов. Итоговым результатом является календарный план перехода к целевой структуре, реализация которого также может проходить при сопровождении консультантов.
Какие концепции и методы мы используем
для совершенствования организационных структур?
Наша компания реализует комплексные программы совершенствования организационных структур, используя лучшие практики российских и международных компаний.
Концепция 7S предназначена для анализа организационной структуры и принципов работы компании. Концепция включает 7 ключевых элементов: стратегия, структура, система управления, навыки персонала, состав работников, стиль взаимоотношений и система ценностей.
Модель немецкой консалтинговой компании Roland Berger основана на результатах исследований, которые поводятся с 2007 года. Модель содержит три уровня компетенций управляющей компании: корпоративное управление, управление ресурсами и управление, добавляющее ценность.
Модель корпоративного центра содержит два фактора – централизация управления бизнесами и взаимосвязанность бизнесов. В зависимости от этих факторов выделяются 4 роли корпоративного центра – портфельный инвестор, управляющий, бизнес-партнер и поставщик сервисов.
В рамках программы руководители подразделений описывают свои функции в стандартизированной форме и выносят этот материал на «защиту» перед руководством компании и смежными подразделениями. По итогам «защит» принимаются решения о структуре и численности подразделений, даются рекомендации по оптимизации бизнес-процессов.
Что получаем в результате совершенствования
организационной структуры предприятия?
Определение роли управляющей компании
В результате проекта происходит распределение полномочий между управляющей компанией и подчиненными подразделениями.
Оптимальная организационная структура
Оргструктура выстраивается с учетом норм управляемости, без лишних уровней управления и дублирования функций.
Четкое закрепление ответственности
Полномочия и ответственность за бизнес-процессы формализуются и закрепляются за структурными подразделениями компании.
Повышение скорости принятия решений
Оптимизированная организационная структура повышает эффективность внутррених коммуникаций.
Оптимизация бизнес-процессов
Проект предполагает проведение оценки качества бизнес-процессов внутренними потребителями.
Расходы компании сокращаются благодаря оптимизации уровней управления и дублирующихся функций.
Реализация стратегических задач
Оптимизированная структура помогает компании успешно реализовывать свои стратегические задачи и инициативы.