HR-блог "Формулы труда"

Современные системы мотивации: догоняем XXI век

современные системы мотивации персонала

Гуру бизнеса и международные консультанты все чаще заявляют о наступлении новой эпохи. Говорят о всемогуществе информационных технологий, перспективах глобализации бизнеса, непрерывных изменениях. Deloitte выпускает отчёт под названием «Построение вашей цифровой ДНК». Отчёт показывает, что сегодня компании уже в полной мере используют технологии XXI века, но все ещё управляют бизнесом по моделям прошлого столетия. Научно-технический прогресс шагнул далеко вперёд, но пока не везде наступил.

В этой статье мы представили себя футурологами и постарались переосмыслить подходы к мотивации персонала в новой системе координат – в свете основных трендов начала XXI века. Идея состоит в том, что новые технологии меняют образ жизни, создают новые ценности и смыслы. Современные системы мотивации должны развиваться, чтобы соответствовать новым ценностям и сохранить свой мотивирующий эффект. В какую сторону может быть направлено это развитие, что необходимо изменить – вот главные вопросы данной статьи.

Эпоха информационных технологий

Всеобщая эйфория по поводу информационной революции продолжается с 2000-х годов, и каждый день подпитывается новыми успехами «цифровых» бизнесов. Речь идёт не только о социальных сетях и ИТ-индустрии. Крупнейшая в мире компания такси Uber не имеет собственного автопарка, но лучше всех продаёт услуги такси через мобильное приложение. Деятельность аналогичной российской компании недавно стала причиной забастовки почти всех таксистов Москвы. Крупнейший мировой ритейлер Alibaba не имеет собственных складских запасов. Интернет-торговля с каждым годом отвоёвывает рынок у торговых центров и розницы. Вся индустрия гостеприимства и авиаперевозок большую часть клиентов получает с помощью интернет и мобильных приложений. Член Совета директоров Hewlett-Packard Марк Андрессен говорит, что «программы пожирают мир». Производители реальной продукции меркнут на фоне интернет агрегаторов, аукционов, краудсорсеров, трейдеров и всевозможных прочих порталов. И весь мир замер в ожидании IT-автомобилей от Apple и Google.

современные системы мотивации сотрудников

Информационные технологии меняют практику управления бизнесами. Все больше управленческих решений основываются на анализе больших массивов данных, а не только на общепринятых бизнес-концепциях или просто на хороших идеях. Наиболее эффективные технические решения создаются уже не в «центрах компетенций», а в «сетях компетенций». Благодаря ИТ почти исчезает корпоративная бюрократия – технически обмен информацией и согласование решений осуществляются моментально.

Как будет выглядеть современная система мотивации в эпоху информационных технологий? Самое очевидное решение – создание мобильных приложений для мотивационных систем. Выдача сотрудникам резаных бумажек с суммами выплат должна уйти в прошлое, как и процедура не прозрачных для работников расчётов премий в закулисьях служб персонала. В XXI веке любой бизнес-процесс обретёт своё мобильное приложение.

Уже сегодня существуют отлаженные и дешёвые технологии создания программ, способных автоматизировать весь процесс «ERP система – экономист по труду – Excel – сотрудник» и представлять данные о результативности в любой форме – от простого фрейма на корпоративном портале до отчёта в мобильном приложении.

Эпоха постоянных изменений

Футуролог и директор по инженерным разработкам Google Рэймонд Курцвейл предсказывает, что с каждым годом темпы технического развития будут ускоряться и в ближайшем будущем прогресс может выйти за рамки человеческого понимания. Например, первый миллиард городских телефонов создавался 100 лет, первый миллиард сотовых телефонов – 10 лет, и всего один год понадобился для создания миллиарда смартфонов. Очень вероятно, что однажды подобные изменения начнут происходить каждый день. Во всех сферах жизни будет править искусственный интеллект, а человеческий мозг станет просто «железом» для продвинутого программного обеспечения. Можно по-разному относиться к этим прогнозам, но трудно поспорить с одним – темпы развития действительно ускоряются, и сегодня любая деятельность приобретает характер непрерывных изменений.

В условиях постоянных изменений достаточно странным выглядит традиционный подход к оценке результативности – оценка по итогам периода (месяца, квартала, года). Такой «бухгалтерский» подход к управлению постепенно уступает место более инновационным практикам. Руководители нуждаются в оценке результатов работы «в моменте», когда ещё не поздно принимать управленческие решения.

эффективная система мотивации персонала

Проблема постоянных изменений наиболее критична в управлении проектами, и в этой области появляются ее первые решения. Для управления проектами сегодня используется специализированное программное обеспечение (MS Project, Primavera и др.) с возможностями планирования, моделирования различных влияющих на процессы факторов и мощными математическими моделями.

Как же решается проблема постоянных изменений в области мотивации персонала? Как правило, расчёт результативности и бонусов ведётся экономистом по труду в Excel. Такая схема даёт компании определённую гибкость анализа данных, однако не избавляет от трудоёмких процедур сбора информации в «ручном» режиме и их обработки средствами Excel. Один специалист может выполнять данную процедуру раз в месяц, но что, если работникам требуется ежедневная информация?

современные системы мотивации работников

Сегодня возникает настойчивая необходимость в автоматизации систем вознаграждения на базе новых платформ, позволяющих консолидировать данные из различных источников (от ручного ввода до ERP систем) и производить их математическую обработку, а также мгновенно адаптировать процедуры расчёта под любые изменения.Результатом должны стать ежедневная управленческая отчётность и прогноз выполнения показателей результативности, доступные всем участникам оцениваемой деятельности.

Эпоха бережливого бизнеса

Методология бережливого производства сформировалась в производственной системе Тойоты, а в 1980-х годах начала приобретать популярность в США и других странах мира. В 2000-х годах Стив Бланк резюмирует итоги своей работы по созданию хай-тек компаний в Кремниевой долине в работе «Бережливый стартап». В 2010-х Джин Ким и соавторы выпускают работу «Проект Феникс», описывающую лучшие практики бережливого производства в Google, Twitter, Facebook и прочих компаниях – лидерах ИТ-индустрии. Масштабы распространения бережливого производства доказывают, что в XXI веке оно станет ведущей методологией организации абсолютно любого бизнеса – от промышленного предприятия до ИТ-стартапа.

Насколько «бережливой» является традиционная система мотивации персонала? Посмотрим на основные виды потерь (не добавляющих ценность действий), которые несёт компания при традиционной оценке результативности персонала.

современные системы мотивации персонала

Оптимальным решением для устранения данных потерь на сегодня является автоматизация расчёта результативности и бонусов сотрудников, которая позволит:

  • Избежать счётных ошибок экономиста по труду (избавиться от брака);

  • Оптимизировать процессы сбора фактических показателей, они должны автоматически загружаться из ERP-системы (устранить излишние перемещения);

  • Сократить время на проведение расчётов с нескольких дней, иногда недель, до одной секунды (ликвидировать ожидания и простои);

  • Минимизировать трудоёмкость «ручной работы» с данными (устранить ненужные потребителю функции);

  • Оптимизировать документооборот и процедуру согласования бонусов (не допустить перепроизводства);

  • Хранить и мгновенно обрабатывать любую архивную информацию о прошлых периодах оценки (избавиться от складских запасов);

Дополнительным бонусом является быстрая окупаемость проекта автоматизации. Его стоимость обычно не превышает годовой фонд заработной платы одного специалиста, ведущего расчёты в Excel (правда, это не всегда так в случае автоматизации на базе ERP – систем).

Эпоха упрощенчества

Обратная сторона постоянных изменений и ускоряющихся инноваций XXI века – усложнение процессов. По данным Уортонской школы бизнеса, ТОП-200 международных компаний в 2013 году потеряли 237 миллиардов долларов прибыли по причине излишней сложности операций. Их социологические исследования показывают ежегодный рост важности упрощения процессов и операций для руководителей крупнейших компаний. 84% респондентов исследования имеют опыт упрощения бизнес-процессов в своих компаниях, 82% работали над упрощением правил принятия решений. В Лондонской школе бизнеса учат «правилу трёх минут»: если вы не можете за 3 минуты разобраться в таблице или схеме, то это некачественно подготовленный материал.

Упрощение сложных систем и расчётов – тренд 2010-х. Сотрудники корпораций пресыщены разнообразными данными и методиками, поэтому новые инструменты должны быть лёгкими в использовании. Системы адаптируются к конкретным условиям работы специалистов, только в этом случае технология сможет создавать максимальную ценность.

Оцените свою систему мотивации с точки зрения ее простоты и прозрачности для сотрудников. Могут ли работники самостоятельно рассчитать свой бонус в зависимости от достигнутых результатов? Не слишком ли много показателей, условий премирования и порогов для начисления выплат предполагает ваша система?

Если упростить систему мотивации не представляется возможным, оптимальным решением является их визуализация в схемах и инфографике.

Современные системы автоматизации позволяют создавать любые графические интерфейсы и представлять информацию в максимально удобной для восприятия форме. Сложные формулы можно пояснять также с помощью встроенных (онлайн) калькуляторов, на которых сотрудник может самостоятельно рассчитать свой бонус при различных значениях KPI.

современные системы мотивации труда

Поколение Y и современные системы мотивации

Теория поколений была создана Нейлом Хоувом и Вольямом Штраусом в 1991 году и применительно к сегодняшнему рынку труда России выглядит так:

  • Поколение X (1960 - 1980 годы рождения) – целеустремлённые работники, верящие в пользу упорного труда и непрерывного обучения для построения своей карьеры.

  • Поколение Y (1981 - 2000 годы рождения) – свободные и гибкие люди, верят в собственную удачу и рассчитывают на немедленный успех.

С точки зрения мотивации поколения X и Y отличаются принципиально. Классическая система мотивации с «морковкой» в виде KPI настроена на поколение Х, у людей этого поколения в ценностях чаще есть работа на отсроченный результат. «Игрекам» более сложно работать за идею, им необходимо постоянно отслеживать результаты своего труда, и желательно сразу в денежном эквиваленте. Современная система мотивации для поколения Y должна быть сделана с фокусом на своевременную и полную обратную связь, постоянную настройку и корректировку целей, а также на вовлечение в работу и помощь в достижении выдающихся результатов.Интерфейс системы мотивации для поколения Y в идеале должен содержать актуальные данные о результативности на сегодняшний день, индикацию критических отклонений и расчёт получающейся суммы премии.

современные системы мотивации работников организации

Ещё одна отличительная ценность поколения Y – самовыражение, особенно с помощью интернет коммуникации. Например, в Китае стремление выделиться из толпы стало сегодня настоящим культом среди молодёжи. Люди самоутверждаются с помощью сетевых игр, онлайн-сообществ и интернет-мемов. Так почему бы не использовать эту особенность в целях мотивации? Подходящим инструментом может стать геймификация системы вознаграждения, обеспечивающая выявление и признания заслуг лучших работников.

Современные системы мотивации: от слов к делу

Переходя от теории к практике, мы бы хотели представить программный продукт KPI SUITE. Данная система позволяет автоматизировать современные системы мотивации с учётом всех перечисленных в статье ожиданий и требований. KPI SUITE является специализированной платформой для построения полнофункциональной системы мотивации по KPI. Программа способна интегрировать данные из любых ИТ-систем и проводить их обработку по легко настраиваемым алгоритмам (не сложнее, чем в Excel). Система предназначена для визуализации данных и позволяет создавать дашборды любой графической сложности (как в Power Point). Одно из главных преимуществ для автоматизации KPI состоит в возможности подключения к системе всех сотрудников компании без покупки дорогостоящих лицензий и рисков случайного открытия доступа к конфиденциальной информации.

Перечислить все достоинства KPI SUITE в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому предлагаем бесплатную презентацию системы у вас в офисе. Звоните или пишите нам для организации встречи!


Возврат к списку




Напишите нам, чтобы обсудить интересующий Вас проект или учебный курс!
Ваше имя
Ваш емайл
Ваш телефон
Сообщение