В 2015 году мы в очередной раз сталкиваемся с экономическим кризисом – сокращается количество рабочих мест, снижается уровень заработной платы, ухудшаются условия труда. Но почему финансовый кризис влияет не только на доходы предприятий, но и, не в меньшей степени, на уровень жизни населения? Динамика роста заработных плат в России в течение последних двадцати лет была значительно выше роста производительности труда. В прошлом году расходы на персонал российских предприятий почти сравнялись с затратами американских и европейских компаний, при том, что производительность труда в России ниже в несколько раз.
Бизнес сегодня полностью сконцентрирован на финансово-экономических вопросах, что не всегда приводит к оптимальным решениям. Многие предприятия рассматривают задачу повышения производительности труда только как инвестиционный проект и не хотят нести дополнительные расходы на модернизацию и автоматизацию производства. Многие слишком заняты решением текущих проблем и не находят времени для развития. Сформировалась привычка в случае кризиса пользоваться простыми решениями – получать государственную поддержку, снижать объёмы производства и сокращать персонал. Сегодня назрела настоятельная необходимость в восстановлении баланса социальных и экономических аспектов производительности. Нужно сфокусироваться на «мягких» способах повышения эффективности операций с помощью более рациональной организации труда, обучения персонала, внедрения современных систем менеджмента (бережливое производство, шесть сигм и пр.), формирования культуры эффективности.
История показывает, что практических во всех странах мира задача повышения производительности труда решалась при активном участии государства, с помощью целевых программ и коллективов специально обученных экспертов. В этой статье рассматривается опыт реализации государственных программ повышения производительности труда в разных странах мира и на международном уровне.
Германский центр производительности труда RKW является, вероятно, первой в мире организаций такого рода. Центр RKW был создан в Берлине в 1921 году, по инициативе Министерства экономики и Ассоциации немецких инженеров. Задачи RKW состояли в сборе и распространении методик повышения производительности труда в различных секторах экономики, а также в изучении передового опыта других стран (в первую очередь – США). Министерство экономики Германии до сегодняшнего дня поддерживает работу RKW как организационными, так и финансовыми ресурсами.
Цели Германского центра повышения производительности труда:
Центр RKW – некоммерческая организация, занимающаяся исследованиями и разработками методов повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Германии как на национальном, так и на международном уровне. Основное внимание уделяется строительству, сфере услуг и обрабатывающему сектору, так как эти отрасли имеют важнейшее значение для немецкой экономики. Практические рекомендации центра распространяются бесплатно. Центр RKW проводит обучение и консультации для предприятий малого и среднего бизнеса о том, как привлекать и удерживать высоко квалифицированные кадры, повышать производительность и создавать привлекательные условия труда. Также центр RKW занимается инновационным менеджментом для малого и среднего бизнеса, поддержкой развития новых бизнес-идей и развитием «стартапов».
Структура RKW сегодня включает Федеральный центр производительности труда, которому подчинены консультационные советы по:
Консультационные советы координируют деятельность рабочих групп по отдельным вопросам и направлениям деятельности. Федеральный центр повышения производительности труда, консультационные советы и рабочие группы взаимодействуют с центрами производительности труда в регионах Германии:
Схема Центра производительности труда Германии
Региональные центры повышения производительности труда Германии работают под руководством Федерального центра, однако являются частными коммерческими организациями (ООО). Региональные центры производительности оказывают следующие услуги:
Национальный совет по производительности труда (National Productivity Council – NPC) был основан в апреле 2010 года. Возглавляет Совет заместитель Премьер-министра Сингапура. Участники Совета – руководители органов власти, различных ассоциаций и объединений, а также частного бизнеса.
Цель Совета – добиться роста ВВП Сингапура на 30% с 2009 до 2019 г. за счёт повышения производительности труда в малом и среднем бизнесе. Работа Совета сфокусирована на 16 секторах экономики, вносящих наибольший вклад в ВВП страны. Совет организует научные исследования и разработки в области производительности труда, разрабатывает различные программы повышения операционной эффективности и участвует в реализации программ государственной поддержки бизнеса.
Схема работы Совета по производительности труда
Совет по производительности труда координирует деятельность Информационного центра и центров поддержки малого и среднего бизнеса. Данные центры выполняют следующие функции:
IVC - целевое финансирование малого и среднего бизнеса государством. Средства направляются на приобретение оборудования, технологий, профессиональных сервисов или консалтинговых услуг по повышению производительности труда. Объем финансирования - до 5 тыс. долл. в год.
iSPRINT - компенсации государством до 70% затрат малого и среднего бизнеса на ИТ-программы и компьютерное оборудование. Размер компенсации может составлять более 20 тыс. долл. в год.
PIC - налоговые вычеты (до 1,6 млн. долл. в год) или возврат затраченных средств (до 60% и до 60 тыс. дол. в год) за расходы на НИОКР, лицензирование интеллектуальной собственности, покупку оборудования и ремонты.
ETSS – компенсация до 90% расходов на обучение персонала и компенсация до 80% заработной платы персонала за период обучения при закупке курсов в определённых специализированных учебных организациях.
MLP - программа микрокредитования малого и среднего бизнеса (до 100 тыс. долл. под 5,5% годовых на 4 года).
Сегодня национальные центры повышения производительности труда почти в каждой стране мира. Национальные центры объединяют две крупнейшие международные ассоциации – европейская и азиатская.
Европейская ассоциация повышения производительности труда была основа в 1966 году, в качестве преемника ранее существовавшего Европейского агентства продуктивности. Целью ассоциации является содействие обмену опытом и информацией, а также организация совместных проектов среди своих участников. Членами ассоциации являются национальные центры производительности труда или институты производительности труда.
Направления деятельности
Азиатская ассоциация повышения производительности труда была основа в 1961 году как правительственная некоммерческая организация. Миссия организации – содействовать устойчивому социально-экономическому развитию Азии и стран Тихоокеанского региона. Задачи ассоциации:
Направления деятельности
Первый российский (ещё советский) центр повышения производительности действовал с 1927 по 1937 годы в виде акционерного общества – треста «Установка» при Центральном институте труда. Цель «Установки» была выступать посредником между Институтом и предприятиями при подготовке рабочей силы и внедрении передовых методов организации труда. Инструкторы «Установки» работали во многих регионах СССР, создавая тысячи бюро, секций и лабораторий научной организации труда, - первичных ячеек массового рационализаторского движения. Работа центра была прекращена в конце роковых 30-х годов, вместе с расформированием Института и расстрелом его руководителя А.К.Гастева за антисоветскую деятельность.
В 1990-х годах при Минтруда РФ действовал Всероссийский центр охраны и производительности труда, однако, в 1996 г. он был переименован во «Всероссийский центр охраны труда» с соответственным изменением направлений деятельности. Региональные подразделения центра существуют по сегодняшний день, занимаясь обучением охране труда и различным рабочим специальностям.
Сегодня существует ряд общественных инициатив по созданию национальных центров производительности труда в России. Компания «Формула труда» поддерживает эти инициативы и по мере возможностей участвует в их продвижении.